Поделиться

<script src="//yastatic.net/es5-shims/0.0.2/es5-shims.min.js"></script>
<script src="//yastatic.net/share2/share.js"></script>
<div class="ya-share2" data-services="vkontakte,facebook"></div>

Навигация

Опрос

Какая тема семинаров Вам наиболее интересна:

Всего голосов: 277

Новый выпуск журнала "Муромлянка"

                      Спрашивайте в КОСах

и в редакции (Московская, 17, 2 эт.)

Сочетаются баком

Рост цен на бензин в России в два раза опередил инфляцию
Стоимость моторного топлива на автозаправках в России медленно начала расти. С 28 мая по 11 июня литр АИ-92 и АИ-95 подорожал на 0,4-0,6 процента, летний дизель - на один процент. При этом в опте цены, наоборот, стабилизировались, сбросив 150-600 рублей с тонны. Но их предсказуемость становится все ниже, а розничные цены лишь повторяют динамику биржевых котировок с опозданием в несколько месяцев. В итоге ценники на АЗС превышают инфляцию.
 Фото: PhotoexpressНе каждый может позволить себе машину, но цена бензина все равно остается социально значимой.  Фото: Photoexpress
Не каждый может позволить себе машину, но цена бензина все равно остается социально значимой. Фото: Photoexpress

С начала года цена литра АИ-92 на АЗС выросла на 3,89 процента, на АИ-95 - на 3,46 процента. В абсолютном выражении - это 1,34-1,4 рубля на литр, следует из мониторинга ЦДУ ТЭК. По данным Росстата, инфляция с начала года набрала вдвое меньше - 1,8 процента. Оптовые цены на Регуляр-92 за тот же промежуток поднялись на восемь процентов, на Премиум-95 - на 6,4 процента, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.


"Российский топливный рынок вошел в летний сезон 2017 года со скромными запасами автобензина, сниженным производством этого товара и локальной нехваткой дизтоплива в Восточной Сибири. Эта проблема отражает не только и не столько масштабную ремонтную программу на НПЗ в первой половине 2017 года и недостатки планирования в нефтяных компаниях, столько тот факт, что производители научились управлять биржевой ценой. Устранить эту проблему позволит лишь многократное увеличение нормативов биржевых продаж нефтепродуктов", - пишут в обзоре Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков" и Ринат Хантемиров из "Мобойла".В конце апреля представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заверяли, что в среднем по итогам года темпы удорожания топлива в рознице окажутся ниже инфляции (3,6-3,8 процента по ожиданиям минэкономразвития). Формально этот порог уже преодолели АИ-92 и дизель, то есть в течение полугода должно произойти снижение цен, чтобы прогноз ФАС сбылся.

Так, на бирже должно торговаться 70 процентов выработанного бензина (вместо десяти) и 30 процентов дизеля (вместо пяти), считают эксперты. Нынешний норматив был принят четыре года назад, его пора поднимать, так как у компаний есть возможность продавать больше товара. Они, в свою очередь, по наблюдениям аналитиков, пользуются этим, периодически снижая объемы продаж, что может приводить к искусственному дефициту и подъему цен.

Нефтяники научились управлять биржевой ценой, но за ней и розницей следит ФАС

Виктор Костюков, ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный Интегратор", тоже считает нынешние нормативы нерепрезентативными. Он полагает, что нефтяники "раздувают биржевые индексы, используя биржу не как канал сбыта, а в качестве инструмента для придания собственным желаниям ореола рыночности". Впрочем, вынести окончательный диагноз здесь может только ФАС.

Регулятор всегда сдерживает рост именно розничных цен, принимая во внимание социальную значимость топлива на АЗС, замечает эксперт рынка ТЭК Алексей Солдатов. По его оценкам, сдерживание цен напрямую будет зависеть от реакции потребителей. "То есть если на текущее повышение последует бурная реакция общественности, то дальнейший рост притормозится и будет в пределах среднегодовой нормы. Если же реакция будет вялой и несущественной, то дальнейший аккуратный рост будет продолжен", - констатирует он.